среда, 9 декабря 2015 г.

Лазоревые цветы

Лазоревые цветы

Есть в нашем Воронежском крае станица Федосеевская, которая лежит вдоль реки Хопер. Станица эта небольшая, сбоку стоит меловая белая гора и когда поднимается солнышко, гора принимает нежно-розовый цвет. Красиво! Особенно летом, когда цветут лазоревые цветы


Легенду, которую поведал Б. Лащилин о лазоревых цветах, наводит на воспоминания, сколько нашей земле пришлось страдать, сколько погибло отцов и сыновей.
А вот и сама легенда:


«В очень давние времена, при первом из Романовых царе Михаиле Федоровиче это случилось.  Наши казаки не в ладах тогда жили  с турками, бились с басурманскою их силой. Очень уж нашим они докучали, чинили разбойничьи набеги, разоряли казачьи городки.  В самом устье Дона, загораживая ход в море, стояла их крепость Азов, с каменными стенами, с высокими башнями. Казакам была она как кость поперек горла.

На войсковом кругу не раз судили-рядили и порешили ее взять с бою. Кликнули атаманы всех матерых казаков, с ними и старых, кто в силах был держать пищаль и шашку. Позвали и безусых малолеток: пусть приучаются к ратному делу, понюхают пороху. Снарядились честь честью. Двинулись на стругах да на баркасах по Дону. Сбежали до самого устья. Под Азовом объявились нежданно-негаданно. 


Спохватились турки, да поздно, казаки идут на приступ. Сеча была превеликая, дрались врукопашную. Дрогнула, не устояла басурманская рать. Побежала и сгинула невесть куда. Наши осилили, взяли Азов. Глядят, не прошло недели – от вражеских парусов все синее море стало белым-бело.  Турецким кораблям нет счета. С них войско сошло видимо-невидимо, кишат, как муравьи, вся степь зачернелась. Идут на Азов. Казаки к царю Михаилу Федоровичу в Москву шлю гонцов. Прося помощь. Но он не внял их просьбе, побоялся, как бы его турки не посчитали своим недругом. Отписал казакам, чтобы они не забижали басурман-турок, зря не ходили в море, не гневили бы турецкого султана.


Казаки прочли эту грамотку и пустили ее с крепостной стены в степь, кинули туркам на смех. Сами же стали биться пуще. Держались в Азове, пока все басурманы не погрузились на корабли, не уехали за Черное море. Осаду казаки выдержали, но их осталась горстка, да и те все переранены. Не могли держаться больше. Взорвали башни и крепостные стены, ушли к себе на Дон в городки.


Много в Азове-крепости полегло матерых и старых казаков, там свои головы сложили и молодые. О погибших плакали их жены, невесты и матери. На утренних зорях, до восхода солнца, они выходили в степь за казачьи городки, кликали своих ненаглядных. Лились на землю горькие, как полынь-трава, слезы. А по весне, где они упали, расцвели цветы лазоревые.


После Великой Отечественной войны в наших степях стало лазоревых цветов куда больше – и они поярче, посвежее. Это слезы матерей, жен, сестер и невест тех, кт погиб в борьбе с проклятыми фашистами. Видать, он, и старое и недавнее, помнится и не забывается»




Единого названия лазоревого цветка нет. Это и степной тюльпан, и пион, и купальница. Самое интересное, что эти цветы по цвету нельзя назвать лазоревые, т.к. лазоревый цвет подразумевает синий с оттенком зеленого или цвет морской волны. Значит, в старину вкладывали другое значение в название. Мое мнение: это слезы женщин о погибших, которые лились на траву и слезы получали зеленоватый оттенок. Отсюда и название лазоревые цветы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий